Что такое форма собственности публичная 2019 год

Под публичной формой собственности подразумевают отнесение объекта недвижимости к образованию публично-общественного характера, в свою очередь, под последним имеется ввиду государство в общем, отдельный субъект федерации или же муниципалитет.

Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно вашу проблему. Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Об упрощенном порядке регистрации права собственности на земельный участок читайте по ссылке: berczn.ru

Упомянутые последними принимают участие в обороте имущества в качестве гособразования, и с учетом их компетенции выполняют определенные права публичного собственника (статья 125 Гражданского кодекса).

Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.

Это связано с тем, что муниципальные образования нельзя считать образованиями государственного типа (на этой позиции основывался действовавший раньше Закон о собственности).

Но как отдельные участники имущественных правоотношений, у них появляется отдельный публично-правовой статус. По этой причине, их позиция как собственников основывается на модели госсобственности.

В список субъектов права муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса, входят поселения сельского и городского типа и прочие муниципальные образования в общем.

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Вопрос определения муниципального или госоргана, имеющего право представления, в ряде имущественных правоотношений, интересов определенного образования (муниципального или же государственного), разрешается компетенцией подобного органа, установленной законодательно.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Собственниками акций и долей участия предприятий, прошедших приватизацию, являются определенные фонды, отвечающие за государственное имущество.

А в ходе реализации с аукционов контрабандных предметов, чья конфискация произведена в государственную пользу, права стороны-отчуждателя могут делегироваться соответствующим органам таможни.

Если затрагивается вопрос о приобретении или продаже имеющихся в госвладении памятников истории и культуры, то действия эти выполняются с привлечением стороны, уполномоченной на выполнение охраны подобных памятников (Министерство культуры и его органы).

Когда же говорится об ответственности имущественного характера гособразований, то в качестве ответчика, в большей части случаев, выступают отдельные органы Минфина.

Однако в каждом из указанных случаев, в качестве стороны определенных видов правоотношений, в юридическом плане является именно государство или же его публично-правовые образования, но не органы.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Задайте вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Какими преимуществами обладает публичная форма собственности?

Большая часть из тех людей, кто снимает госквартиры, стремятся как можно быстрее провести их приватизацию. Однако необходимости делать этого нет.

Это связано с тем, что даже такое, находящееся в собственности у публичного образования жилье, имеет ряд весьма значимых преимуществ, в список которых включено:

  • Отсутствие обязательных налоговых платежей за недвижимость. Сумма сбора в объеме от 0,3 до 2 процентов от стоимости жилья по кадастру оплачивается исключительно владельцами. Наниматели в подобных выплатах участия не принимают;
  • Наличие возможностей улучшить жилищные условия. При несоответствии параметров квартир санитарным нормам, вам будет предоставлено жилье с большей площадью. В тот же момент, частная собственность предусматривает ее замену (с помощью государства) лишь на идентичную жилплощадь;
  • Передача иной квартиры на замену той, что была утрачена. При возникновении повреждений жилья по причине форс-мажора, государство обязано будет предоставить жилье;
  • Наличие защиты от мошеннических действий. Государственное жилье невозможно просто перевести на любое лицо. По этой причине, злоумышленники даже не предпринимают никаких действий по завладению жильем, имеющим подобный статус.

Активная практика публичной формы собственности действовала в советские времена. И сейчас множество жилых домов пребывает в госсобственности. При этом целый перечень преимуществ выгодно выделяет их на фоне той же частной собственности.

Имеет ли публичная собственность минусы

Многие московские квартиры имеют два минуса, и для многих они являются существенными. Первое, такую недвижимость не реализуешь, не подаришь, не обменяешь и т. п.

Поскольку владельцем квартиры является именно государство, то ему и принадлежит право решения дальнейшей судьбы недвижимости.

Вторым минусом являет весомый риск лишения жилплощади. При нарушении нанимателями закона, их могут вполне законно выселить, причем, не предоставляя иного жилья.

Если же происходит выселение добросовестных граждан, государство должно предоставлять жилье. Когда же идет речь о собственнике квартиры, его выселение из дома будет неправомерным.

По этой причине, чтобы иметь возможность распоряжения своим имуществом на полных основаниях, необходимо выполнить приватизацию. Однако не спешите проводить приватизацию аварийного жилья, поскольку предоставление жилья взамен, в таком случае, не предусмотрено.

Проявление публичной формы собственности характеризуется тем, что недвижимость принадлежит определенному гособразованию. Граждане, проживающие в подобной недвижимости, являются нанимателями.

Если у вас в пользовании имеется такая квартира, то ответственности за нее на ваших плечах меньше. Но также уменьшается и объем прав по использованию жилья.

По этой причине, нужно взвесить все за и против, и определиться, переводить ли недвижимость в частную собственность или оставить все как есть.

Главная » Недвижимое имущество » Земля » Публичная форма собственности земельного участка — что это?

Вплоть до распада Советского Союза главенствующей формой собственности была государственная. После распада страны принадлежавшая государству собственность начала растаскиваться. Запущенный процесс приватизации позволил передать объекты государственной собственности, включая земельные участки, в частные руки.

Внимание! В настоящее время земля на территории Российской Федерации может находиться в:

  • государственной собственности федерального или регионального уровня;
  • муниципальной собственности;
  • частной собственности как физических, так и юридических лиц.

Порядок оборота земельных участков, находящихся в публичной собственности, регулируется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Гражданским кодексом РФ.

Исходя из положений 218 статьи Гражданского кодекса РФ, основаниями для возникновения права собственности на земельный участок могут быть:

  • результаты проведенной в соответствии с действующим законодательством сделки;
  • в результате оформления права собственности на земельный участок, у которого нет владельца;
  • образование нового земельного участка в результате слияния других земельных участков или в результате выделения этого земельного участка.

Кроме того, земельный участок в соответствии с нормами, закрепленными в статье 18 Земельного кодекса РФ, может быть безвозмездно передан из федеральной собственности в собственность субъекта федерации.

Стоит подчеркнуть, что понятие «публичная собственность» распространяется не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, регионов или муниципалитетов.

В вопросах собственности государство играет роль института, определяющего правовые нормы, и вместе с тем является субъектом права, поскольку владеет собственностью.

Субъектами публичной собственности являются Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципалитеты. Каждому из них свойственна властная функция, благодаря которой создается нормативно-правовая база, регламентирующая процессы управления собственностью.

Любой из вышеперечисленных субъектов может обладать правом собственности на различные объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, находящиеся в публичной собственности.

Это интересно:  Махинации с недвижимостью в Москве: как обманывают собственников 2019 год

Важно! Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации публичная собственность может быть государственной как федерального, так и регионального уровня либо муниципальной.

Какой документ выдают после межевания земельного участка, читайте тут.

Нормы действующего законодательства Российской Федерации предусматривают наличие трех видов собственников. Стоит отметить, что эти виды имеют существенные различия по правоспособности и масштабу распорядительных полномочий.

Виды собственников земли определены в 9 статье Конституции РФ:

  • государство;
  • муниципалитеты;
  • частные собственники.

Земельный участок, находящийся в частной собственности, может принадлежать:

  • юридическим лицам;
  • физическим лицам.

Собственники физические лица – это граждане, проживающие на территории населенного пункта, в границах которого находится земельный участок и использующие этот земельный участок по целевому назначению. Сюда же относятся граждане, проживающие на значительном удалении от принадлежащего им земельного участка и передавшие полномочия по управлению этими участками третьим лицам либо сдавшие эти участки в аренду.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Юридическими лицами считаются компании, предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы. К ним же относятся и различные объединения садоводов и дачников.

Государственная собственность разделена на следующие уровни:

  • собственность Российской Федерации;
  • собственность субъектов Федерации;
  • собственность муниципальных образований.

Зонирование земель происходит не столько на основании территориального признака. В собственности Федерации находятся земельные участки, располагающиеся на всей территории в пределах государственной границы Российской Федерации.

Учтите! Земельные участки, принадлежащие субъектам Федерации и муниципальным образованиям, могут образовывать единый ландшафт, находясь в одном географическом пространстве. При этом эти земельные участки осуществляют разные функции.

Выше были даны определения понятиям, формам и видам права собственности на земельные участки. Давайте продолжим разбираться с ними более подробно.

Независимо от того, являются субъекты собственности частными или государственными, они действуют по единым нормам. Следует подчеркнуть, что хотя государство и обладает определенными преимуществами и полномочиями в сфере распоряжения землей, оно должно соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации в отношении использования земли.

Ко всем без исключения собственникам земельных участков предъявляются следующие требования:

  • использовать земельный участок по целевому назначению исходя из категории земель, к которым этот участок относится;
  • в процессе использования земельного участка принимать исчерпывающие меры по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия;
  • вести регистрационный учет земель.

К федеральной собственности относятся земные массивы, находящиеся в пределах Российской Федерации, которыми на праве единоличного собственника распоряжается федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Находящиеся в федеральной собственности земельные участки могут участвовать в обороте ли изыматься из оборота. К изъятым из оборота земельным участкам относят участки с особо плодородной почвой, участки, на которых организуются федеральные курорты и санатории, и так далее.

Кроме того, ограничивается оборот следующих земельных участков:

  • мест боевой славы и мест, где произошли важные исторический события федерального уровня;
  • леса и водоемы;
  • земельные участки, используемые для хранения и переработки особо опасных отходов;
  • земельные участки с залежами полезных ископаемых;
  • земельные участки, на которых организованы заповедники;
  • особо охраняемые участки в пределах территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Существуют и иные земли, оборот которых существенно ограничен или запрещен. Решение о присвоении земельному участку соответствующего статуса принимают органы власти федерального или регионального уровней.

В ходе проведения обязательной процедуры постановки на регистрационный учет сведения о том, кто является собственником земельных участков, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Запомните! Субъектом государственной собственности может выступать как Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, так и субъекты Федерации в лице региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление имуществом.

Внутри субъекта государственной собственности происходит дифференциация. Этот процесс опирается на различия статусов правоспособности различных объектов и их территориальную зонированность.

Принято различать следующие разновидности субъектов собственности:

  • федеральный собственник;
  • публичные собственники.

Право собственности федерации или субъекта федерации возникает на основании нормативно-правовых актов, созданных на основании анализа прецедентов:

  • правопорождающих, послуживших основанием для возникновения права собственности;
  • правопрекращающих, послуживших основанием для прекращения права собственности;
  • правоизменяющих, послуживших основанием для изменения прав собственности.

Посмотрите видео. Что такое собственность:

Государственная собственность обладает как множеством преимуществ, так и определенными недостатками. Давайте более подробно разберем преимущества и недостатки государственной формы собственности.

В качестве главных преимуществ можно выделить:

  • государственное имущество значительно более защищено от посягательств мошенников. Так как объект недвижимого имущества, будь то жилая недвижимость или земельный участок, принадлежит государству, а гражданин использует этот объект на основании договора социального найма или аренды, мошенники не смогут лишить гражданина этих объектов, поскольку для этого потребуется вначале осуществить процесс перевода объекта из государственной собственности в частную, то есть приватизировать его. Процесс приватизации достаточно сложен и находится под усиленным контролем со стороны государства. Это значительно усложняет мошеннические схемы, делая их практически не реализуемыми;
  • не облагается налогом. Поскольку гражданин использует объект недвижимости на основании договора социального найма или аренды, он оплачивает только платежи, предусмотренные договором, а налоги оплачивает собственник этого объекта, то есть государство;
  • в случае невозможности дальнейшего использования объекта он будет заменен. Это особенно актуально для граждан, проживающих на объектах жилой недвижимости на основании договоров социального найма. В случае если в результате пожара, наводнения и тому подобных чрезвычайных ситуаций этот объект жилой недвижимости станет непригодным для проживания, государство обязано предоставить гражданину равноценную замену;
  • возможность улучшить жилищные условия. Гражданин, использующий объект жилой недвижимости на основании договора социального найма, при определенных обстоятельствах имеет право на получение лучшего объекта жилой недвижимости.

Внимание! Помимо вышеперечисленных достоинств, у государственной собственности есть и несколько недостатков:

  • ограничение в возможности распоряжаться. Поскольку собственником объекта недвижимости является государство или муниципалитет, гражданин, использующий этот объект, не сможет заложить, подарить, завещать или продать этот объект недвижимого имущества;
  • договор социального найма или аренды может быть расторгнут. Если гражданин систематически нарушает условия договора, на основании которого ему предоставлен объект недвижимого имущества, то собственник вправе расторгнуть договор без предоставления альтернативного объекта недвижимости.

Государство распоряжается объектами публично-правовой собственности исходя из своих интересов. Эти объекты могут быть переданы в собственность как гражданам, так и юридическим лицам после проведения процедуры приватизации.

Стоит отметить, что приватизация – достаточно сложный процесс. Гражданину потребуется подготовить пакет документации и заплатить определенную государственную пошлину.

Управляют объектами недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти или местного самоуправления. В некоторых случаях для принятия решений о дальнейшем использовании находящегося в государственной собственности имущества необходимо провести общественные слушания.

Следует подчеркнуть, что лица, ответственные за злоупотребление правом распоряжаться государственной собственностью, могут быть привлечены к различным видам ответственности вплоть до уголовной. Объекты недвижимого имущества, принадлежащие государству или муниципалитетам, подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Процедуру приватизации можно разделить на два этапа:

  • подготовка, оформление и сбор документации, необходимой для проведения процедуры приватизации в органах государственной власти или местного самоуправления;
  • регистрация перехода права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для проведения процедуры приватизации земельного участка потребуется подготовить и собрать следующую документацию:

  • заявление на проведение процедуры приватизации земельного участка;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подавшего заявление;
  • предварительный акт согласования места размещения земельного участка;
  • правоустанавливающая документация на земельный участок. Это может быть договор аренды, постановление о передаче земельного участка в безвозмездное пользование и так далее;
  • межевой план земельного участка и акт согласования границ;
  • если гражданин обладает статусом, дающим льготы при получении земельного участка в собственность, потребуется предоставить документальное подтверждение этого статуса;
  • финансовая документация, подтверждающая факт отсутствия долгов по арендной плате.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о приватизации земельного участка:

Важно! Если процесс передачи принадлежащего государству земельного участка будет осуществляться через аукцион, потребуется предоставить:

  • заявку на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов состоявшегося аукциона;
  • финансовую документацию, подтверждающую факт полной оплаты выставленного на аукцион государственного или муниципального земельного участка.

Договор на приватизацию земельного участка оформляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о проведении приватизации и пакета необходимой документации. Передача в собственность земельного участка победителю аукциона осуществляется в течение 30 дней с момента подведения итогов аукциона и внесения оплаты.

После того как договор о приватизации или о передаче в собственность по итогам аукциона будет заключен, его необходимо передать в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг для проведения процедуры регистрации права собственности.

Это интересно:  Минимализм в интерьере 2019 год

В случае если оформляемый в частную собственность земельный участок ранее не прошел процедуру постановки на учет, то эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрацией перехода права собственности.

Учтите! Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии или в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг и предоставить пакет документации, в который включить:

  • заявление о проведении процедуры регистрации и при необходимости – о постановке на кадастровый учет;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление;
  • договор, на основании которого гражданин стал собственником земельного участка;
  • если гражданин стал собственником земельного участка по итогам проведения аукциона, потребуется предоставить финансовую документацию, подтверждающую факт внесения оплаты за земельный участок;
  • межевой план и акт согласования границ земельного участка;
  • финансовая документация, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

Иногда гражданам приходится обращаться в суды для получения права собственности на земельный участок. В такой ситуации регистрация перехода права собственности будет осуществлена на основании вступившего в законную силу решения суда.

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляется 7 дней для проведения процедуры регистрации перехода права собственности. Если документация подавалась через многофункциональный центр по указанию государственных услуг, то этот срок увеличивается еще на 2 дня.

После завершения процедуры регистрации сведения о новом владельце земельного участка будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а собственник для подтверждения права собственности получит выписку из этого реестра.

С момента, когда будет зарегистрирован переход права собственности, земельный участок из государственной переходит в частную собственность, а гражданин становится полноправным владельцем этого участка.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на участие в аукционе:

Государство или муниципалитеты вправе передать права на земельные участки как физическим, так и юридическим лицам. При этом передача земельного участка должна быть оформлена соответствующим образом.

Поскольку земля является особо ценным ресурсом, процедура ее передачи из государственной собственности в частную очень сложна. Ведь, помимо грунта, будут переданы и находящиеся под землей полезные ископаемые, а также возведенные на передаваемом земельном участке объекты здания и сооружения.

Запомните! Именно поэтому процедура оборота земельных участков находится под жестким контролем со стороны государства. Если вместе с земельным участком будут передаваться залежи полезных ископаемых, потребуется провести аукцион или иную форму торгов.

Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.

Так, органы местного самоуправления вправе использовать принадлежащие муниципалитету земельные участки исключительно для решения проблем населенного пункта.

Посмотрите видео. Виды права собственности:

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной .

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры .

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Публичная собственность разделяется на типы:

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами .

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Это интересно:  Выселение лиц, самовольно занявших жилое помещение, судебным порядком 2019 год

Видео: категории земли и виды разрешенного использования

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Собственность на земельные участки (ЗУ) ориентируется на статусы правообладателей земель. На этом основании выделяются виды правоспособности земельных массивов и отдельных наделов.

В статье мы расскажем что значит публичная форма собственности земельного участка, что такое земельные участки федеральной собственности, а также подробно о праве собственности на землю и формах собственности на землю.

Нормы владения землёй устанавливают два типа собственников, которые фундаментально различаются по юридическим нормам правоспособности и масштабу полномочий распоряжения землями. Обозначенные собственники установлены ст. 9 Конституции РФ. К ним относятся:

Мы подготовили для вас актуальный материал: как найти собственника земли?

Частная форма собственности земельного участка находится в ведении лиц:

Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению. Так же – граждане, проживающие в другом регионе или за рубежом, передавшие свои полномочия лицам на основании доверительного управления или в аренду (наём) для использования на условиях договора и соответственно нормам земельного и гражданского законодательства.

К числу юридических лиц относятся предприниматели и предприятия. Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо.

Государственная собственность делится по видам:

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку. В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам.

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин. Они находятся в единоличном владении государства РФ, решения по их использованию и сохранности принимаются коллегиально уполномоченными представителями власти.

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

О свидетельстве мы рассказываем тут.

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Статья написана по материалам сайтов: berczn.ru, potreb-prava.com, realtyaudit.ru, myrealproperty.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий