Ухудшение жилищных условий военнослужащих — намеренное, судебная практика, признание, нуждающимся в улучшении, рапорт, что является 2019 год

Тема намеренного ухудшения условий проживания получила широкое распространение сегодня.

Эта тема актуальна, поскольку большинство семей, имея в распоряжении достаточный метраж, желает претендовать на получение:

  • новой недвижимости;
  • субсидий от государства на её покупку.

Поэтому такой вопрос не мог остаться открытым, и действующее законодательство предусматривает последствия ухудшения условий проживания.

Намеренное ухудшение условий проживания – действия людей, в итоге проведения которых они могут признаваться нуждающимися в получении новой жилой площади.

Законодательство не регулирует список действий, признающихся преднамеренными.

Важно понимать различия между реализацией гражданами своих прав в лице собственника и намеренным ухудшением условий жительства.

Намеренное ухудшение жилищных условий регулируется статьей 53 Жилищного Кодекса РФ.

В соответствии с ней граждане, преднамеренно ухудшающие условия жительства, не могут встать на очередь, чтобы получить субсидии на жилплощадь в течение пяти лет.

Если же гражданин все равно собрал все необходимые документы и подал их на рассмотрение комиссии, то требование в улучшении условий проживания будет отклонено в соответствии со статьей 54 ЖК РФ.

Причина – не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения условий жительства.

Специальное ухудшение жилищных условий – новелла ЖК РФ. Появление этой статьи предотвратило проведение большинства фиктивных сделок, к примеру, вступление в брак.

Это позволяет участвовать в программах федерального значения и числиться в списках на получение жилплощади только тем, кому это, действительно, необходимо.

Военнослужащие РФ получают множество льгот, одна из которых – право участвовать в федеральной программе по улучшению жилищных условий.

Чтобы получить субсидию на строительство дома или покупку квартиры, военнослужащий:

  • не должен быть нанимателем;
  • обязан предъявить справку о нуждаемости.

Отказ в рассмотрении заявления военнослужащего на участие в программе может быть выдан по причине намеренного ухудшения условий проживания, если с этого момента не истекло пяти лет.

Прописка военнослужащими гражданами супруга, детей и других лиц по адресу нахождения воинской части, в которой они служат, не будут признаны действиями, направленными на ухудшение условий жительства в ряде случаев.

Если вселяемые лица:

  • не имеют в распоряжении жилплощади;
  • являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
  • прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
  • прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.

При рассмотрении подобных вопросов военнослужащие должны предоставить документацию, подтверждающую наступление этих фактов.

Молодая семья лишается права участвовать в программах или получать ипотеку, если в течение последних пяти лет намеренно ухудшала условия проживания.

Если такие факты были установлены, то семья исключается из очереди на получение субсидии или других дополнительных льгот в соответствии со статьей 56 ЖК РФ.

Это право будет получено обратно по истечению пяти лет.

Сознательное ухудшение условий проживания связано со снижением метража на одного члена семьи.

Это может быть:

  1. Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
  2. Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
  3. Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
  4. Выход из кооператива, чтобы получить его долю.

Рассмотрим намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих и судебную практику по этому вопросу.

В судебной практике не часто происходят случаи, когда признается факт специального ухудшения жилищного положения человеком:

  • Военная Коллегия суда в своем постановлении от 2008 года установила, что Р. стоял в очереди на получение жилплощади на площади гарнизона Боровичи.
  • В этом населенном пункте он в 2001 году приобрел квартиру с тремя комнатами.
  • В дальнейшем в ней он зарегистрировал свою мать, а через четыре года продал ей квартиру.
  • Сам военнослужащий Р. вместе с тремя членами семьи (супруга и две детей) снимал по договору найма другое помещение для проживания.

2007 года он был исключен из очереди нуждающихся на улучшение условий жительства.

Суд принял это решение, основываясь на нецелесообразность решений, принятых гражданином Р.

Еще один пример:

  • Высший суд в 2007 году по Москве и Московской области рассматривал исковое заявление гражданки О. с требованием признать решение комиссии на постановление в очередь на улучшение жилищных условий недействительным.
  • Гражданка О. получила отказ по причине намеренного ухудшения жилищных условия в течение последних пяти лет.
  • Она подарила трехкомнатную квартиру два года назад своей дочери. Через некоторое время приобрела однокомнатную квартиру, в которой прописала двух других детей.
  • Через год гражданка заключила брачный союз с гражданином Д. и прописала его в квартире.

Судебное решение подтвердило отказ комиссии и отказало в удовлетворении требований гражданки.

Причина – преднамеренное ухудшение условий проживания, заключение возможно фиктивного брачного союза с целью признания её нуждаемости в получении квартиры.

Здесь представлена судебная практика о признании права на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием их намеренного ухудшения.

Действиями, направленными на уменьшение обеспеченности квадратных метров на человека, являются:

  • деление жилой комнаты, её безвозмездный обмен на другое помещение с меньшим метражом;
  • перевод комнаты, пригодной для жительства в нежилое помещение;
  • смена порядка использования комнаты;
  • вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи, исключением из правила является супруг, дети и родители, потерявшие трудоспособность;
  • отчуждения помещение, пригодного для жительства;
  • расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
  • выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
  • перераспределение долей собственности, если эти действия стали причиной уменьшения занимаемой площади.

Последствием специального ухудшения жилищных условий является отказ в постановлении в очередь на улучшение условий проживания, в течение пяти лет с момента их совершения.

Если гражданин, действительно намеренно ухудшил условия жительства, то он не сможет получить субсидии или новое жилье, а также встать на очередь в соответствии со статьей 52 ЖК РФ.

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий. Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:

  • наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
  • военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
  • военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.

Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.

Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:

  • любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
  • любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
  • действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
  • регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
  • любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
  • осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
  • заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
  • расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
  • заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.

На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.

Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.

Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:

  1. Добровольное освобождение военнослужащим жилого помещения, предоставленного из специализированного фонда военного ведомства, в связи с переводом и, соответственно, переездом в другую местность к новому месту службы.
  2. Направление вышестоящему командиру (или начальнику) проживающим в служебной квартире офицером (или прапорщиком) ходатайства в виде рапорта о предоставлении ему после увольнения со службы жилья для постоянного проживания.
  3. Регистрация в квартире, в которой проживает сам военнослужащий, его супруги, родителей, несовершеннолетних детей, не состоящих в законном браке, и иных граждан как по инициативе самого офицера (или прапорщика), так и в соответствии с судебным решением, если до момента вселения (или регистрации по адресу нахождения воинской части) эти лица:
  • не имели иных пригодных для проживания помещений ни в пользовании, ни во владении;
  • проживали в жилом помещении (на праве пользования или собственности), которое в установленном законом порядке было признано неподходящим для дальнейшего в нем проживания;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с заключением официального брака (в органах ЗАГС) с военнослужащим и последующим переездом к месту службы супруга;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с переездом к новому месту службы военнослужащего, который является их родителем.
  1. Утрата военнослужащим права пользования или владения жилым помещением вследствие отмены вступившим в законную силу судебным решением заключенной сделки, предметом которой было данное жилье.
Это интересно:  Уровень шума в жилых помещениях: законодательство РФ, региональные нормы, порядок защиты от их нарушения и прочее 2019 год

Зачастую радостные события в нашей жизни (женитьба, рождение детей или внуков) существенно ухудшают условия нашего проживания.

Что делать? Мучиться и срываться на родных и близких? Выход есть — встать на учет и ожидать своей очереди в получении жилья.

В этой статье рассмотрим все возможные варианты ухудшения имеющихся жилищных условий, законные способы улучшения их, а также отдельные бюрократические нюансы постановки на учет.

Вопросы, касающиеся условий проживания военнослужащих, улучшение или ухудшение имеющихся, а также постановка на учет граждан, относящихся к данной категории, регулируется многими законодательными актами.

Основным является Жилищный Кодекс Российской Федерации. Помимо всего прочего именно этот документ затрагивает такое понятие как «намеренное ухудшение жилищных условий».

Для военнослужащих оно играет огромную роль, так как любое их действие может быть признано намеренным и следствием этого станет удаление из очереди на получение квартиры на 5 лет.

Право всех служащих свое Родине на получение бесплатного жилья закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащего».

Так же оговаривается, что таковая возможность предоставляется только один раз за время службы.

В случае, если военнослужащий встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а затем погиб, его семья все равно остается в очереди и получит квартиру в числе первых.

Как же определить, что военнослужащий нуждается в изменении жилищный условий? Это досконально рассмотрено и описано в Постановлении Правительства №512.

Правильность осуществления учета военнослужащих, претендующих на получение собственного жилья, регулируется Постановлением Правительства №1054.

Любое изменение состава семьи может привести к ухудшению условий проживания.

В один прекрасный момент мы можем развестись, жениться, разменять жилплощадь, прописать ребенка на свою территории, забрать стариков-родителей для постоянного присмотра и т.д.

Несмотря на правильность этих поступков количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, существенно сократится. Это и есть ухудшение жилищных условий.

Помимо семейных обстоятельств в жизни могут складываться другие ситуации, приводящие к негативному изменению жилищных условий.

Например, вы проживаете в социальном жилье и по каким-то причинам не оплачивали коммунальные услуги.

В итоге вас выселили и вам негде жить. Ваши жилищные условия ухудшились — в данном случае их просто нет.

В случае с предоставлением собственного жилья военнослужащим важным является понимание того, каким образом произошло изменение жилищных условий.

Определения намеренного ухудшения в федеральных законных актах не существует.

Видео: улучшение жилищных условий. Постановка на жилищный учет военнослужащих

Но на местах, в региональных законах внесены четкие описания того, что считать умышленным и специальным изменением условий проживания в худшую сторону.

Событиями, которые могут привести к существенным изменениям условий проживания можно считать:

Прибавление в семействе — рождение ребенка, является радостным событием в жизни каждого человека.

Естественно, что малыш регистрируется на жилплощадь одного из родителей.

Даже если семья уже состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, обвинить ее в намеренном ухудшении проживания не представляется разумным.

Жилищный Кодекс Российской Федерации позволяет регистрировать новорожденных детей по месту проживания его родителей без оглядки на существующие нормы о количестве квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного члена семьи.

Когда военнослужащий приближается по очереди к получению собственного жилья, комиссия учитывает наличие в его семье маленького ребенка.

Признание военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий возможно даже в случаях, когда у него имеется собственное жилье.

Военнослужащие, владеющие недвижимостью, подходящей для постоянного проживания, имеют право вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в случаях:

  1. Заключение сделок, когда в результате изменилось право собственности или лицо стало занимать меньшое пространство.
  2. Проведение сделок покупки-продажи или обмена недвижимости.
  3. Принудительное выселение жильцов, если они не выполняли свои обязательства в соответствии с договором.
  4. Площадь заселена другими гражданами.
  5. Заключен брак или оформлено его расторжение, и в связи с этим увеличилось количество прописанных в помещении лиц.
  6. Проведение операций такого плана, как выдел, изменение, определение.
  7. Лицо отказывается от пользования объектом в соответствии с договорами соцнайма.

Рассмотрим намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих и судебную практику по этому вопросу.

В судебной практике не часто происходят случаи, когда признается факт специального ухудшения жилищного положения человеком:

  • Военная Коллегия суда в своем постановлении от 2008 года установила, что Р. стоял в очереди на получение жилплощади на площади гарнизона Боровичи.
  • В этом населенном пункте он в 2001 году приобрел квартиру с тремя комнатами.
  • В дальнейшем в ней он зарегистрировал свою мать, а через четыре года продал ей квартиру.
  • Сам военнослужащий Р. вместе с тремя членами семьи (супруга и две детей) снимал по договору найма другое помещение для проживания.

2007 года он был исключен из очереди нуждающихся на улучшение условий жительства.

  • Высший суд в 2007 году по Москве и Московской области рассматривал исковое заявление гражданки О. с требованием признать решение комиссии на постановление в очередь на улучшение жилищных условий недействительным.
  • Гражданка О. получила отказ по причине намеренного ухудшения жилищных условия в течение последних пяти лет.
  • Она подарила трехкомнатную квартиру два года назад своей дочери. Через некоторое время приобрела однокомнатную квартиру, в которой прописала двух других детей.
  • Через год гражданка заключила брачный союз с гражданином Д. и прописала его в квартире.

Причина – преднамеренное ухудшение условий проживания, заключение возможно фиктивного брачного союза с целью признания её нуждаемости в получении квартиры.

Действиями, направленными на уменьшение обеспеченности квадратных метров на человека, являются:

  • деление жилой комнаты, её безвозмездный обмен на другое помещение с меньшим метражом;
  • перевод комнаты, пригодной для жительства в нежилое помещение;
  • смена порядка использования комнаты;
  • вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи, исключением из правила является супруг, дети и родители, потерявшие трудоспособность;
  • отчуждения помещение, пригодного для жительства;
  • расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
  • выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
  • перераспределение долей собственности, если эти действия стали причиной уменьшения занимаемой площади.

Так как зачастую любые жизненные коллизии можно представить как преднамеренное деяние с целью ухудшения имеющихся жилищных условий, количество граждан несогласных с решением жилищных комиссий Департамента по предоставления жилья неуклонно растет.

При обращении в суд вы должны четко изложить свою позицию по делу и имеющиеся требования, а представители жилищной комиссии обязаны будут доказывать умысел при ухудшении жилищных условий.

Так подобные дела довольно сложные рекомендуется не экономить, а заручиться поддержкой серьезного профессионала в юридическом деле.

Люди, которые защищают границы нашей Родины и охраняют наш покой, заслуживают того, чтобы жить в нормальных «человеческих» условиях.

Понимая это наше государство старается создавать такие программы, которые были бы реально работающими и позволяющими военнослужащим в течении нескольких лет военной службы получать в свое распоряжение достойное жилье.

Вы ошибаетесь. 5-летний срок НУЖУ по ЖК не зависит от этого.

В СКОВСе судебная практика положительная: если можешь долю сдать — сдаешь. Долю, которую не можешь сдать — вычитают.

Информация по делу №33а-2541/2015

Как мне думается, проще в этом случае развестись. А потом, после обеспечения жильем, вновь пойти в ЗАГС.

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Согласно закону «О статусе военнослужащих», на жилье для военных могут претендовать не только сами офицеры, но и члены их семьи. Подобным правом обладают следующие категории лиц:

  • супруг/супруга офицера;
  • несовершеннолетние дети;
  • лица, находящиеся на иждивении;
  • дети, младше 23лет, при условии, что они получают образование в высшем учебном заведении.

Жилищное обеспечение военнослужащих и их семей с обозначением иного субъекта права (супруги или ребенка) производится в случае смерти офицера либо его пропажи без вести во время исполнения служебного долга.

В согласовании с п.2.1 ст.15 №76-ФЗ, улучшение имеющихся жилищных условий возможно за счет:

  • предоставления недвижимости в собственность;
  • выделения жилья по договору социального найма (подробно об этом написано здесь );
  • выплаты денежной суммы на приобретение готовой жилплощади или строительства (единовременно) — хотите узнать подробнее, тогда читайте статью .

Также п.2 ст. 15.1 №76-ФЗ регламентирует, кому положено предоставление дополнительных метров при выделении жилплощади. На подобное улучшение могут претендовать:

  • командиры воинских частей;
  • военные, награжденные почетным званием РФ;
  • преподаватели высших учебных заведений, как военного, так и гражданского направления (в последнем случае речь идет о преподавателях военных кафедр);
  • сотрудники научных учреждений военного направления с наличием ученой степени;
  • военные, имеющие звание полковника, генерала и маршала.

Количество дополнительных метров – от 15 до 20 м².

Кроме того, дополнительные метры положены тем военнослужащим, которые страдают хроническими заболеваниями, представляющими опасность для членов его семьи.

Распределением жилой площади между военнослужащими занимается жилищная комиссия воинской части в порядке очередности.

Военнослужащий должен обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительный власти, где предусмотрена военная служба.

С перечнем таких организаций и их контактами можно ознакомиться на сайте Министерства обороны России.

Военнослужащий обращается в региональную жилищную комиссию со следующими документами:

  • заявление, в котором указывается субъект РФ, избранное место жительство, административно-территориальное образование;
  • копии паспорта военного и его семьи, а также свидетельства о рождении малолетних детей – до 14 лет;
  • сведения о прохождении военной службы, выписки из послужного списка.

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий.

Это интересно:  ЕИРЦ – что это такое, и как оно работает 2019 год

Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:

  • наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
  • военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
  • военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством — это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

  • достижения максимального срока службы;
  • состояния здоровья;
  • проведения штатных мероприятий.

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение.

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди.

Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.

Вопрос регламентируется следующими законодательными актами:

  • Категория «намеренное ухудшение жилищных условий» затрагивается в статье 53 ЖК РФ .
  • Право военного на бесплатное однократное обеспечение квартирой указывается в ФЗ «О статусе военнослужащего» .
  • Порядок признание солдат и офицеров нуждающимися в жилье обозначен в Постановлении Правительства № 512 .
  • Учет военных, которым необходима жилплощадь, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства № 1054.

Вопросы, касающиеся условий проживания военнослужащих, улучшение или ухудшение имеющихся, а также постановка на учет граждан, относящихся к данной категории, регулируется многими законодательными актами.

Для военнослужащих оно играет огромную роль, так как любое их действие может быть признано намеренным и следствием этого станет удаление из очереди на получение квартиры на 5 лет.

Так же оговаривается, что таковая возможность предоставляется только один раз за время службы.

В соответствии со ст. 53 «Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Они позволяют семьям, готовым побороться за прилично существование, на законных основаниях получить собственное жилье.

Им может быть предоставлено служебное жилье на время службы и ожидания получения собственной квартиры или выделены денежные средства для аренды жилой недвижимости.

Как сказал герой известного советского фильма: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Ответственность, какую берут на себя люди, выбравшие свой путь служению Отчизне, почетное выполнение воинского долга, порой опасного для жизни, здоровья, не лишает их права иметь личную жизнь, для чего естественно необходимо иметь жилье.

Нормами Федерального закона № 76 (действующая редакция от 16 ноября 2017 г.), регламентирующего права и обязанности граждан, имеющих статус военнослужащих, гарантированно обеспечение военных жилыми помещениями в порядке, установленном нормативными, правовыми актами Российской Федерации.

Жизнь идет, обстоятельства меняются (люди женятся, заводят детей, разводятся, меняют место жительства и прочее), дом или квартира могут прийти в непригодное состояние из-за давности лет постройки, вследствие бедствий стихийного характера или чрезвычайных происшествий.

Что представляет собой ухудшение жилищных условий военнослужащих, дающих право получить новое жилье военным или бывшим служащим вооруженных сил, семьям, потерявшим кормильца (из числа несущих службу или уже бывших военных), поговорим далее.

Непосредственного понятия ухудшений условий проживания, дающих право получить новое жилье, нет.

Будем исходить из того, что законодатель считает правомерным основанием получения взамен имеющегося другого жилого помещения.

Во-первых, согласно ст. 15.1 ФЗ № 76, установленная норма жилой площади, предоставляемой военному бесплатно, либо по договору должна составлять как минимум 18 квадратных метров общей площади из расчета на одного человека.

Так, например, получивший свое жилье молодой офицер, женившись, приведя домой молодую жену, что отразится естественным образом на уменьшение жилплощади, приходящейся на одного человека.

При выделении помещения семье погибшего или умершего уже после увольнения с военной службы кормильца, размер жилого помещения определяют исходя из количества совместно проживающих родственников до его смерти.

Если родится ребенок погибшего при исполнении воинского долга (вышедшего в отставку или на пенсию по другим основаниям), и квадратура помещения не будет соответствовать нормам, семья также имеет право получить большую жилплощадь.

Во-вторых, антисанитарное состояние помещения законодатель признает обоснованной причиной получения другой жилплощади.

Третьим основанием, дающим право претендовать на обеспечение другим жильем можно назвать проживание нескольких семей в коммунальной квартире с общими местами пользования (кухня, ванная комната, туалет, прихожая), если один из жильцов заболел хроническими формами тяжелых заболеваний, делающих проживание невозможным без риска для здоровья членов семьи защитника Родины.

Еще одной причиной, дающей право переселиться, считают, например, когда при смежной планировке комнат заселена другая семья, не имеющая родственных отношений с ранее проживающими жильцами.

Как правило, люди решившие посвятить свою жизнь служению Родине, отличаются организованностью, собранностью, наличием чувства ответственности за совершенные поступки, однако, встречаются личности, желающие использовать свое положение с целью получения личной выгоды.

  • заключение фиктивного брака с последующей пропиской, так называемого супруга;
  • дарение или продажу квартиры, дома, оставшись без крыши над головой, либо разменяв жилье явно хуже предыдущего (например, дом находится в ветхом состоянии, квадратура значительно меньше положенной для семьи согласно действующим нормам);
  • регистрацию посторонних лиц;
  • прописку детей от предыдущего брака, фактически находящихся с бывшей второй половиной;
  • перепланировку помещения, уменьшающую площадь, пригодную для жизни;
  • отсутствие текущих ремонтов, доводя тем самым санитарное состояние до непригодности.

Нельзя назвать предумышленным возникновение необходимости поменять жилье, если:

  • семейная жизнь военнослужащего претерпела значительные перемены (женитьба, рождение детей, развод);
  • к лицу, несущему службу приехали для совместного проживания несовершеннолетние дети, а также достигшие 18 летнего возраста, если они были признаны инвалидами детства, или продолжающие получать образование по очной форме в высших и профессиональных учебных заведениях вплоть до 23 лет;
  • по собственной воле или решению суда военный вынужден забрать к себе для осуществления ухода родителей или прочих лиц, находящихся на его иждивении;
  • если коммуникационные системы не функционируют из-за давности лет постройки дома;
  • один из соседей по коммунальной квартире страдает хроническим заболеванием (например, открытая форма туберкулезом), что не позволяет дальше находиться совместно на общей территории с учетом мест общего пользования;
  • при разводе с бывшей супругой военнослужащий вынужден покинуть жилплощадь, где проживали совместно, поскольку не имеет на нее прав.

Каждая ситуация индивидуальна.

Важно подготовить документальные доказательства объективности причин, чтобы использовать право получить новое жилище.

Постановка на учет как нуждающихся в предоставлении жилья или улучшении условий военных происходит согласно Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1280 (действующая редакция от 30 ноября 2017 года).

По инструкции военнослужащих лишают права быть стать на очередь и получить новое жилье пять лет после совершения преднамеренных действий для возможности воспользоваться льготами.

Кроме причин, уже выше перечисленных, когда нет вины военнослужащего в том, что:

  • ему нужно более просторное жилое помещение, поскольку семья увеличилась;
  • дом пришел в аварийное, непригодное для дальнейшего проживания состояния из-за давности лет постройки, непредвиденных чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, взрыв природного газа, и прочее);
  • соседи по коммунальной квартире являются повышенным источником заражения заболеванием с риском для здоровья,
  • если договор найма жилого помещения по инициативе получателя ренты расторгнут, вследствие чего человек остался фактически без крыши над головой;
  • когда по решению суда сделка купли-продажи, дарения признана недействительной и утрачено право пользования жилым помещением.
Это интересно:  Когда возникает, переходит право собственности на недвижимое имущество 2019 год

Важно отметить, что право получить новую квартиру, либо льготы для оформления субсидий, ипотеки за счет постройки дома или покупки квартиры имеют не только лица, служащие в вооруженных силах страны, но и бывшие защитники Отечества.

Правительственным Постановлением № 1054 (последняя редакция с изменениями и дополнениями от 08 января 2018 года), утверждены правила учета подлежащих увольнению с военной службы, либо уже находящихся отставных военных, а также лиц, приравненных к их правовому статусу.

Отдельно во II разделе Постановления акцентируется внимание на основаниях, когда бывшие защитники могут быть поставлены на учет как нуждающиеся получить новое жилье за счет федерального бюджета.

  • выйдя в отставку, уже бывший военный, имеющий за плечами минимум 10 лет службы в вооруженных силах, может оставаться проживать в выделенном ему служебном помещении или переехать на выбранное постоянное место жительства и стать на очередь для получения квартиры;
  • аналогичная ситуация если жилое помещение, где проживает уже бывший военный находиться на территории закрытого военного городка или это комната общежития, при этом у него нет квартиры или дома, оформленных на правах частной собственности;
  • если квартира или дом, где живет бывший военный, сдается через посредников;
  • в случае необходимости смены климата по состоянию здоровья или по другим мотивам военнослужащий, ушедший в отставку по достижению предельного возраста пребывания на службе или пенсию по выслуге лет, в связи с установлением инвалидности, хочет переехать в другой населенный пункт.

Имеют право претендовать на новую квартиру (дом) семьи:

  • погибших (умерших) в период воинской службы, вне зависимости от общего количества военного стажа;
  • умерших после увольнения (по возрасту, по выслуге лет, состоянию здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий) притом, что они отдали служению Родине не менее 20 лет своей жизни;
  • погибших во время боевых действий (например, в Сирии) или выполняющих задания командования чрезвычайной важности.

Особое внимание законодатель уделяет защите прав несовершеннолетних детей, когда согласно нормам Семейного кодекса Российской Федерации, при наличии фактов предумышленного ухудшения условий их проживания ответственность несут родители, включая:

  • продажу квартиры (дома), где прописан ребенок без согласия опекунского совета и предоставления доказательств наличия места для проживания не хуже, чем ранее;
  • приватизацию жилого помещения без учета прав прописанного несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии со ст. 31 жилищного законодательства, даже при прекращении брачных отношений с собственником жилого помещения, когда бывшим супругом утрачено право проживания, нельзя выписать из квартиры детей, если у бывшего супруга негде жить, либо жилье значительно хуже.

Намеренное ухудшение существующих жилищных условий согласно ст. 53 Жилищного кодекса России, чревато лишением права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье на протяжении пяти лет.

Как показывает судебная практика, требования о восстановлении права получения новой квартиры (другого жилья) не подлежат удовлетворению при наличии установленных доказательств:

  • о факте фиктивного заключения брака и регистрации посторонних лиц на имеющейся жилплощади;
  • добровольного дарения (продажи) квартиры (дома) близким родственникам или посторонним лицам, после чего военнослужащий остается без жилья или в непригодном помещении для нормальной жизни;
  • других случаях целенаправленного ухудшения помещения с целью получения другого жилья.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что действительно нуждающиеся в новом жилье стражи мирного неба над головой россиян, даже уйдя в отставку, имеют все шансы получить лучшую жилплощадь.

Не стоит идти на хитрости с корыстными целями личной выгоды.

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно: действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите здесь).

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39 : 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

Для предварительного ознакомления предлагаем вашему вниманию таблицу различий между намеренным ухудшением жилищных условий и совершением сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемого жилого помещения.

Статья написана по материалам сайтов: yur-zakon.ru, imdbmedia.info, voen-pravo.ru, xn--f1aqem.xn--p1ai.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий