Услуги совета дома: оплата за осуществление полномочий 2019 год

Вознаграждение председателя и членов совета многоквартирного дома

Платить или не платить? В России традиционно, за редким исключением[1], председатели жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья получают вознаграждение за свою работу на этой, по сути, выборной общественной должности за счет взносов членов этих организаций. Поскольку советы многоквартирных домов многие сравнивают с правлением ТСЖ или ЖСК, то часто возникают вопросы о том, может ли председатель совета дома получать вознаграждение, нужно ли ему платить и если да, то как это делать.

Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы создания и деятельности совета многоквартирного дома, не содержит норм, прямо устанавливающих или прямо запрещающих выплату вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома. Члены совета дома выбираются собственниками помещений из своих рядов.

Члены совета дома и его председатель – не люди со стороны, не наемные работники, а такие же собственники квартир, как и все остальные: «первые среди равных». Выполняя возложенные на них законом функции по подготовке предложений по содержанию и ремонту дома и контролю за выполнением работ и оказанием услуг управляющей организацией, члены совета дома и его председатель работают, в том числе, и для себя, а не только для своих соседей. То есть совет дома – это деятельность собственников помещений для всех собственников помещений. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса деятельность совета дома является общественной, непредпринимательской, добровольческой.

Когда задачи, связанные с деятельностью совета многоквартирного дома, распределены между многими людьми (членами совета, комиссий собственников помещений, активистами), и все хорошо организовано, работа в совете многоквартирного дома не занимает слишком много времени у отдельного человека. Поэтому она может выполняться в свободное от профессиональной деятельности время и на добровольческой основе.

В тоже время собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и членов совета многоквартирного дома и определить способ выплаты такого вознаграждения. Это решение может быть принято в том числе и потому, что в настоящее время активность собственников помещений в принятии на себя забот о собственном многоквартирном доме не очень высока, и бывает непросто найти добровольцев, желающих потрудиться в совете дома, особенно без оплаты.

Проблема с выплатой вознаграждения членам совета дома заключается в том, что законодательство в настоящее время не предусматривает возможность коллективу собственников помещений в доме, не имеющему собственного юридического лица (ТСЖ или ЖСК) иметь счет в банке, на который могли бы поступать взносы собственников помещений для финансирования деятельности совета дома и с которого можно было бы выплачивать вознаграждение и оплачивать другие расходы совета.

Есть ли законные способы оплачивать работу членов совета дома или его председателя? Проще сказать, как нельзя выплачивать вознаграждение председателю совета МКД.

Прежде всего, нельзя включить вознаграждение председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.

Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления.

Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона.

Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации). Если управляющая организация будет платить председателю совета дома, то:

  • контроль выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления со стороны председателя правления перестает быть объективным;
  • плата, перечисляемая управляющей организацией председателю совета дома, который должен её контролировать, будет иметь характер подкупа.

Председатель и члены и совета многоквартирного дома, которые по закону выбраны собственниками помещений от их имени контролировать работу управляющей организации, не могут получать вознаграждение за свою деятельность от управляющей организации в связи с явным конфликтом интересов.

Не может также использоваться такой способ вознаградить председателя совета многоквартирного дома как принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совет дома от платы за содержание и ремонт жилого помещения (а иногда и от оплаты коммунальных услуг) по договору управления многоквартирным домом.

Согласно законодательству плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором[2]. Такая плата должна покрывать затраты управляющей организации и обеспечивать ей прибыль. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации остается не оплаченной.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт устанавливается в расчете на один кв. метр общей площади помещений и подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений, исходя из размера жилого помещения, на счет управляющей организации. За невнесение указанной платы с должника взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки[3].

Все выше приведенные выдержки из Жилищного кодекса означают, что отношения, связанные с оплатой услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются между управляющей организацией и каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме на одинаковых условиях. В свою очередь, это означает, что общее собрание собственников не имеет права принимать решение о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы, установленной на основании договора управления. Такое решение создает неравные условия для собственников помещений в доме. Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.

К тому же, как было указано выше, за счет платы собственников помещений по договору управления покрываются затраты, риски и прибыль управляющей организации, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в доме. Если кто-то из собственников прекращает платить управляющей организации, она будет нести убытки, и это отразится на качестве содержания и ремонта общего имущества. Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений, поэтому общее собрание не вправе принять это решение.

Что касается освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг, то это просто недопустимо. Во-первых, плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). Либо управляющая организация будет возмещать расходы на погашение долгов перед коммунальными предприятиями за счет сокращения объемов и снижения качества работ по содержанию и ремонту дома. Во-вторых, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. В-третьих, функции председателя совета дома выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, нереально. Таким образом, нельзя допускать освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг.

Собственники помещений в доме не вправе принимать решение об освобождении председателя совета дома (и членов совета) от внесения платы по договору управления многоквартирным домом.

Если общее собрание все же примет решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, то сегодня нет возможности сделать это в соответствии с законодательством. Между собственниками помещений и председателем совета дома не может быть заключен ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Председатель совета – не наемный работник для своих соседей, а выборное лицо, его деятельность не имеет профессионального или предпринимательского характера, его функции и полномочия устанавливаются не соглашением с собственниками, а нормами Жилищного кодекса.

Остается только путь внесения добровольных взносов собственниками помещений для финансирования деятельности совета дома, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение председателю совета в соответствии с решением общего собрания. Такие взносы могут вноситься:

  1. на счет в банке, открытый председателем совета МКД на свое имя (счет физического лица);
  2. в общественную кассу (в «шапку»).

И в том, и другом случае взносы собственников можно рассматривать только как добровольные (закон не устанавливает таких взносов). Полнота и своевременность внесения взносов собственниками зависят только от их доброй воли и порядочности.

Уже есть опыт использования и первого и второго способа внесения взносов на финансирование совета дома. Так, в одном из многоквартирных домов в г. Чебоксары председатель совета дома открыл счет в банке, по которому оформлена банковская карта. Карта находится у общественного кассира, средства со счета снимаются совместно председателем совета и кассиром, который ведет учет расходования средств.

При создании общественной кассы для сбора наличных средств собственникам помещений можно также рекомендовать выбрать общественного кассира, который не является членом совета дома. Кассир должен отчитываться перед общим собранием собственников помещений о поступлении и расходовании средств общественной кассы.

Это интересно:  Субсидии на улучшение жилищных условий 2019 год

Если председатель совета дома получает вознаграждение за свою работу в совете он, выполняя требования налогового законодательства, должен подавать декларацию о доходах в налоговую инспекцию и самостоятельно уплачивать подоходный налог.

Создание общественной кассы, внесение собственниками взносов для ее формирования, расходование общественных средств основываются на добровольности и доверии.

[1] Исключения все-таки есть: известны случаи, когда председатели ТСЖ принимают решение выполнять свои функции на исключительно добровольческой основе. Например, в г. Кирове председатели ТСЖ,входивших в некоммерческоепартнерство«Апрель’98», не получали вознаграждения от членов своих товариществ. Такой опыт есть также в Москве и других городах.

[2] см. ч.1и ч.7 ст. 156, ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса

[3] см. соответственно ч.4 ст. 162, ч. 7 и ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса

Финансирование мероприятий совета многоквартирного дома

Помимо вознаграждения председателю (и членам) совета дома, которое может устанавливать решением общего собрания собственников помещений, может возникнуть необходимость в финансировании со стороны собственников других расходов, связанных с деятельностью совета дома – выполнением отдельных функций совета, с проведением заседаний совета и других мероприятий. Например, для подготовки предложений для общего собрания собственников помещений по планированию и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества и подготовке заключения по условиям проектов договоров управления наверняка потребуется достаточно большое количество бумаги, канцелярские принадлежности. Будут также расходы на копирование документов, на телефонные переговоры и т.д. Расходы могут возникнуть и у комиссий собственников помещений.

Как и в отношении вознаграждения председателю совета дома, закон не установил возможности и порядка создания какого-либо фонда или кассы для сбора средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности совета дома. Совет дома не является юридическим лицом, у него не может быть своего расчетного счета. Совет не может заключить с собственниками помещений договор на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета, поскольку сам совет не представляет собой организацию, а избранные собственниками члены совета дома не могут вступать с собственниками в договорные отношения, не нарушив закон.

Поэтому создание общественной кассы для сбора средств на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета дома возможно только на добровольных началах, без возможности воздействовать на собственников, которые не хотят участвовать в формировании фонда совета дома». При этом членам совета дома придется предусмотреть порядок сбора, хранения и расходования средств из такого фонда (общественной кассы), предоставления финансовых отчетов собственникам помещений, чтобы уменьшить риск подозрений в недобросовестности использовании советом дома, его председателем общественных средств. Возможно, заботу о «фонде совета» стоит возложить, например, на финансовую комиссию собственников или избранного общим собранием собственников кассира.

Еще одним возможным вариантом обеспечения деятельности совета дома является включение в перечень работ и услуг управляющей организации по договору управления многоквартирным домом «предоставления офисных услуг», включая, например, набор на компьютере, печатание, копирование по заданию совета многоквартирного дома объявлений, информационных и отчетных материалов, анкет и других документов, обеспечение совета дома канцелярскими принадлежностями, телефонной связью и др.

Для этого, чтобы заказать такую «офисную услугу» и определить, сколько она будет стоить, а затем действительно воспользоваться ею, совету многоквартирного дома необходимо составить детальный годовой план своей работы (и работы комиссий собственников), для каждого пункта плана оценить, какие документы, какого объема и в каком количестве экземпляров будут подготавливаться (или использоваться) советом. Собрать сведения о стоимости компьютерной печати, копирования документов на рынке услуг, стоимости канцелярских материалов и т.д. Иначе говоря, разработать не только план работы совета, но и смету расходов для реализации этого плана. Затем на основании этой информации предварительно договориться с управляющей организацией об объеме и стоимости офисных услуг, определить, сколько она будут стоить в расчете на 1 кв. метр площади помещений собственников в месяц. После чего, подготовленное предложение об обеспечении деятельности совета путем заказа офисных услуг управляющей организации можно выносить на рассмотрение общим собранием собственников помещений. Если собственники принимают соответствующее решение, совет дома может пользоваться дополнительной услугой управляющей организации в рамках договора управления домом. Детализированное описание услуги и ее количественных характеристик (количества набранных на компьютере страниц, количество напечатанных страниц, количество копий и т.д.) обеспечивает совету возможность получить заказанную и оплаченную собственниками услугу в полном объеме.

Заказ управляющей организации офисных услуг в сочетании с добровольческой деятельностью членов совета может снять проблему с финансированием собственниками помещений деятельности совета дома.

Возможно, активная работа совета многоквартирного дома и вовлечение большинства собственников помещений в процесс подготовки и принятия решений по управлению общим имуществом приведет к созданию товарищества собственников жилья. В этом случае, у собственников помещений появится законная возможность выплачивать вознаграждение тем людям, которые занимаются текущей работой по управлению домом (председателю и членам правления товарищества), и оплачивать расходы, связанные с деятельностью правления. Эти расходы покрываются за счет взносов собственников помещений, размер которых определяется утвержденной общим собранием сметой расходов товарищества, а оплата производится с расчетного счета юридического лица, контролируемого самими собственниками помещений в доме. Возможность иметь «счет дома» и контролировать расходование средств – одно из основных преимуществ товарищества собственников жилья перед способом управления управляющей организацией.

В последнее время жители многоэтажек проявляют большую инициативу и участвуют в решении вопросов, связанных с управлением дома. Большая работа ложится на председателей Совета МКД, или, как в народе говорят «старших домов».

— Как может по закону оплачиваться работа Совета дома, в том числе и председателя Совета дома? Как это делают в Благовещенске?

На этот вопрос мы попросили ответить Ирину Сивакову, руководителя Благовещенского центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»:

— По данному вопросу дается разъяснение в письме Минстроя РФ от 29 сентября 2015 г. N32395-ОГ/04. Привожу в полном объеме текст этого письма:

«Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений жилищного законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения.
Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.ДЕМЧЕНКО»

— А как лучше делать на практике?

— В повестку дня общего собрания собственников (ОСС) жилья необходимо включить вопрос:

Принятие решения о денежном вознаграждении председателю Совета дома на период с __ _______ 20__ г. по __ _______ 20__ г. и источника его финансирования.

В решении собственника и протоколе ОСС указать:

— Назначить председателю Совета дома ежемесячное денежное вознаграждение, источником финансирования определить ежемесячные целевые взносы собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений дома из расчета 0,50 руб. за 1 кв. м общей площади этих помещений. Выплату вознаграждения председателю Совета дома производить ежемесячно в период с __ ____ 20__г. по __ ______ 20__ г.

Далее копия протокола ОСС передается в УК, которая пишет распорядительное письмо в свой расчетный центр для начисления в платежных документах собственникам целевого взноса в соответствии с решением ОСС.

Председатель Совета дома обращается в бухгалтерию УК с заявлением о перечислении ему денежного вознаграждения на расчетный счет (сберкнижка или карточка). В заявлении указывает о том, что сам будет перечислять подоходный налог и отчитываться перед налоговой инспекцией путем заполнения декларации по итогам года.

По окончанию года в феврале-марте следующего года берет в УК справку о суммах перечисленных денежных средств, перечисляет 13% от общей перечисленной за весь год суммы (подоходный налог) в налоговую инспекцию. Платежные реквизиты для перечисления берет в налоговой инспекции. Заполняет в налоговой инспекции декларацию о полученных таким образом доходах и оплаченном подоходном налоге.

Ежемесячно денежные средства по указанному целевому взносу, уплаченные собственниками, из расчетного центра возвращаются в УК и бухгалтерия УК перечисляет их на расчетный счет председателя Совета дома.

— Спасибо, Ирина Владимировна, за подробные разъяснения по этому вопросу.

После поправок в Жилищный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ, появилась норма о том, что собственники помещений в МКД вправе установить размер оплаты совету МКД. После этого у большинства управляющих организаций возникла масса вопросов относительно порядка выплаты вознаграждения и возникающим рискам по исчислению налогов и сборов. На все вопросы я постарался дать ответ в данной статье.

Вопрос 1: Что за «зверь» совет дома и на кого он работает?

Собственники помещений в многоквартирном доме должны создать совет дома, если в данном доме не создано ТСЖ, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив и при этом в данном доме более чем четыре квартиры (п.1 ст.161 ЖК РФ). В случае если собственники помещений совет дома не избрали, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома (п.2 ст.161.1 ЖК РФ). Иными словами, в каждом многоквартирном доме в настоящее время должен быть создан совет дома и выбран председатель совета дома. Однако, как показывает практика, в большинстве российских домов советы не созданы по причине пассивности собственников помещений и нежелания органов местного самоуправления выполнять возложенные на них законом обязанности.

Это интересно:  ​Отключение воды за неуплату: что будет, если не платить по квитанции? 2019 год

В качестве одной из функций совета дома в пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ обозначен контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме

То есть, иными словами, совет дома контролирует деятельность управляющей организации, а именно, следит за качеством оказываемых услуг.

Говорить в данной ситуации, что совет дома работает на управляющую организацию, было бы глупо, так как чаще всего совет дома работает «против» управляющей организации.

Вопрос 2: Должны ли собственники платить совету дома? Как мне однажды сказали на семинаре слушатели: «Совет дома должен любить свой дом, а любовь за деньги, по меньшей мере, противоестественна».

По сути, то же самое прописано в ЖК РФ, в котором четко прописана обязанность собственников создать совет дома вне зависимости от их желания или нежелания платить вошедшим в совет дома собственникам вознаграждение.

До 30 июня 2015 года в ЖК РФ не было норм о выплате членам совета дома вознаграждения. 30 июня 2015 года в силу вступили поправки в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 №176- ФЗ (далее по тексту – 176-ФЗ). В частности, поправки коснулись порядка установления размера вознаграждения совету дома и порядка его выплаты.

Так, согласно п.8.1 ст.161.1 ЖК РФ, общее собрание собственников вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета дома, в том числе и председателю совета дома. Такое решение должно содержать:

1) условия и порядок выплаты вознаграждения;

2) порядок определения размера вознаграждения.

Обращаю Ваше внимание на то, что собственники вправе, но никак не обязаны устанавливать совету дома вознаграждение, следовательно, обязанность оплаты попросту отсутствует.

Общее собрание может установить порядок и размер выплат совету дома, если такое решение будет принято большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании.

Вопрос 3: Обязана ли управляющая организация производить выплаты совету дома, если такое решение принято на общем собрании собственников?

Перечень обязанностей УК закреплен в статьях 161 и 162 ЖК РФ. В частности, в п.1 ст.161 ЖК РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме». Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее по тексту – Правила деятельности по управлению МКД). Управляющая организация, согласно пп. «з» п.4 Правил деятельности по управлению МКД обязана обеспечить участие представителей собственников помещений в многоквартирном доме (в нашем случае – совет дома) в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе по их приемке. То есть управляющая организация должна лишь обеспечить участие в вышеуказанных мероприятиях совета дома, а, как я указывал ранее, обязанности совета дома не зависят от его вознаграждения, которого может и не быть. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения установлен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее по тексту – Минимальный перечень услуг и работ). В данном обязательном для управляющей организации перечне не упоминается начисление и выплата вознаграждения совету дома. Таким образом, ни в одном из действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень обязательных для управляющей организации работ и услуг, не упоминается начисление и выплата вознаграждения совету дома, а значит, управляющая организация может отказать собственникам помещений при несогласии с условиями, установленными на общем собрании.

Вопрос 4: Как оформить сбор денежных средств для выплаты вознаграждения совету дома через управляющую организацию.

То, что размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются собственниками помещений на общем собрании, мы уже разобрали выше. Но давайте вспомним, как формулируют вопросы инициаторы собрания и во что это в итоге превращается.

Чаще всего инициатор собрания – собственник понятия не имеет, что такое Жилищный кодекс, Гражданский кодекс и прочие НПА, так как в его понимании это книжки на полках магазина или куча непонятного текста в Интернете. Наслушавшись «экспертов» по телевизору или начитавшись их же на страницах интернет-сайтов, инициаторы рождают в себе непоколебимую веру в то, что они умнее всего Минстроя и Госдумы. В результате появляются формулировки повестки дня, которые либо в целом не относятся к компетенции общего собрания (п.2 ст.44 ЖК РФ), либо сформулированы таким образом, что после их принятия возникают разночтения и споры. В части принятия решения о выплате вознаграждения совету дома через управляющую организацию в решении общего собрания должны быть отражены:

1) формулировка, что собственники помещений поручают управляющей организации от их имени и за их счет осуществлять выплаты совету дома в размере и на условиях, установленных данным решением общего собрания;

2) порядок выставления собственникам помещений платы, которая впоследствии будет перечисляться совету дома в качестве вознаграждения. Плата может взиматься по отдельному платежному документу, выставляемому управляющей организацией или в «общем» платежном документе в виде отдельной строки «Вознаграждение совету дома»;

3) перечень лиц, которым будет выплачиваться вознаграждение. Это может быть или совет дома в целом или только председатель совета дома. При этом не надо писать конкретные Ф.И.О., так как собственники в составе совета дома могут меняться и указание Ф.И.О. по сути будет означать проведение еще одного собрания собственников по вопросу установления размера вознаграждения;

4) размер выплаты каждому лицу, указанному в вышеуказанном вопросе повестки дня;

5) периодичность выплат совету дома, так как отсутствие периодичности фактически сделает проведенное собрание собственников нереализуемым;

6) порядок и сроки представления отчета управляющей организацией собственникам помещений отчета о начисленных, собранных и перечисленных совету дома средствах (ст.1008 ГК РФ);

7) размер вознаграждения управляющей организации за оказание услуг собственникам по сбору и перечислению вознаграждения для совета дома. Многие возразят, что такой вопрос повестки собрания будет воспринят собственниками помещений в штыки, но любая работа должна оплачиваться, а отсутствие вознаграждения управляющей организации может привести к возникновению споров с налоговиками, ПФР и ФСС.

Вопрос 5: В качестве кого выступает управляющая организация при выплатах совету дома

Во взаимоотношениях между собственниками и советом дома управляющую организацию можно рассматривать как агента, а собственников помещений как принципалов (п.1 ст.1005 ГК РФ). Обращаю Ваше внимание на тот факт, что ст.1006 ГК РФ не содержит требования об обязательном наличии в агентском договоре условия о размере агентского вознаграждения, поскольку принципал всегда обязан уплатить агенту вознаграждение. Для минимизации риска возникновения претензии со стороны проверяющих при проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогов и сборов обязательно указывайте в решении собственников помещений размер агентского вознаграждения управляющей организации. Если иное не установлено в решении общего собрания, управляющая организация, выступая в качестве агента, должна будет представить собственникам необходимые доказательства расходов, произведенных за счет собственников (п.2 ст.1008 ГК РФ).

Вопрос 6: Какие налоги и сборы должна будет уплачивать управляющая организация при сборе денежных средств с собственников помещений и их последующему перечислению совету дома

Если управляющая организация выступает в качестве агента между собственниками помещений в многоквартирном доме и советом дома, то:

1) Налог на прибыль платить нужно только с размера начисленного собственникам агентского вознаграждения (п. 1 ст.248, п. 1 ст.249 НК РФ). При этом суммы, начисленные собственникам помещений, в виде вознаграждения совета дома не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ).

2) НДС исчисляется и уплачивается только с размера агентского вознаграждения, так как операции по реализации посреднических услуг на территории РФ являются объектом обложения НДС пп.1 п.1 ст.146 ЖК РФ. Агент определяет налоговую базу как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждений или любых иных доходов при исполнении агентского договора (п. 1 ст.156 НК).

3) Страховые взносы с сумм выплат совету дома не исчисляются и не уплачиваются. У управляющей организации, действующей в качестве агента от имени и за счет принципала (собственники помещений) не возникает прав и обязанностей перед советом дома (п.1 ст.1005 ГК РФ). Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в том числе в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В рассматриваемой ситуации управляющая организация, действуя в качестве посредника, выплачивает по поручению принципала от его имени и за его счет вознаграждение членам совета дома, а начисление выплаты совету дома производит на общем собрании принципал (собственники помещений в многоквартирном доме). Поэтому, на мой взгляд, произведенные агентом (управляющей организацией) выплаты в адрес физического лица (члена совета дома) не облагаются у него страховыми взносами (объект обложения страховыми взносами возникает у принципала, которым является физическое лицо).

4) В отношении исчисления и уплаты НДФЛ с сумм выплат совету дома не все так просто. Согласно п.1 ст. 226 НК РФ, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Как я уже писал выше, совет дома получает денежные средства от собственников помещений и договорных отношений между советом дома и управляющей организацией не возникает (п.1 ст.1005 ГК РФ), следовательно, говорить о том, что управляющая организация является налоговым агентом по НДФЛ, неправильно. Члены совета дома должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с суммы получаемого вознаграждения. В п.1 ст.228 НК РФ указано, что физические лица обязаны производить исчисление и уплату налога «исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц». Несмотря на все вышесказанное, налоговые органы продолжают считать, что управляющие организации выступают в качестве налоговых агентов. Для управляющей организации выполнение требований действующего законодательства может обернуться: — штрафом по ст. 123 НК РФ — в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей перечислению. — пени по ст. 75 НК РФ. Даже в случае неудержания налога с налогоплательщика пени могут быть взысканы за счет средств налогового агента (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05). При этом сумма самого НДФЛ не может быть взыскана с управляющей организации — налогового агента, если налог не был удержан при выплате вознаграждения совету дома, так как п. 9 ст. 226 НК РФ запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Конечно, все доначисления налоговиков можно будет оспорить в арбитражном суде, но многим не хочется ввязываться в споры с налоговиками, и они исчисляют сумму НДФЛ с выплат совету дома.

Это интересно:  Водоотведение в квитанции: что это? 2019 год

Вопрос 7: Могут ли органы ГЖН проверять правомерность установления размера выплаты совету дома и выплаты, производимые управляющей организацией совету дома

Начать необходимо с того, что в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, не осуществляется государственный жилищный надзор (далее по тексту – ГЖН) (п.7 ст.20 ЖК РФ).

В отношении управляющих организаций органами ГЖН осуществляется лицензионный контроль, при этом должностные лица органа ГЖН имеют права, предусмотренные п.5 ст.20 ЖК РФ (п.2 ст.196 ЖК РФ), среди которых нет полномочий на проверку правильности проведения общего собрания собственников помещений по установлению вознаграждения совету дома и его выплате.

Выплата совету дома не является для управляющей организации обязанностью и на такие выплаты не распространяется действие п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110.

Следовательно, выплата совету дома не относится к лицензионным требованиям, за нарушение которых можно получить штраф. Исключением будет являться ситуация, когда условие о выплате совету дома включено в договор управления многоквартирным домом.

К отношениям по лицензионному контролю применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.1 ст.196 ЖК РФ), пп.2 п.2 ст.10 которого не содержит оснований для проведения внеплановой проверки по указанным выше основаниям.

Кочетков Ю.В., эксперт дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ

Необходимость финансирования труда членов совета оговаривается на собрании жильцов многоквартирного дома. В большинстве случаев, этот вопрос решается положительно и создается специальный фонд для оплаты труда председателя, пополняющийся за счет добровольных сборов, осуществляемых собственниками жилья.

Но нередко остаются вопросы: как на самом деле правильно осуществлять передачу вознаграждения и что об этом говорится в законах. В жилищном кодексе не прописано ни прямых запретов, ни каких-либо норм, регулирующих подобные выплаты.

Членами совета являются исключительно лица, выбранные среди всех собственников квартир. Эти должности не могут занимать посторонние люди или наемные работники.

В связи с этим, можно не сомневаться в том, насколько добросовестно председатель и совет выполняют вверенные им обязанности. По сути, они трудятся не просто на благо всего дома, но и для себя.

Они несут ответственность за своевременный ремонт здания, надлежащее функционирование управляющей компании и соблюдение порядка на придомовой территории. Хотя и может показаться, что председатель совета многоквартирного дома – крайне сложная и ответственная должность, при надлежащей организации всех участвующих в управлении лиц, она не отнимает слишком много времени и сил у занимающего ее человека. По сути она является полностью добровольной и не предпринимательской.

Активных собственников, желающих взять на себя ответственность за дом, становится все меньше. Особенно, если за этот труд не предусмотрена заработная плата.

В связи с этим нередко на собрании жильцов выдвигается вопрос о вознаграждении председателю и членам совета, чтобы как-то мотивировать соседей заняться данной деятельностью.

Основная трудность, с которой сталкиваются жильцы, решив положительно вопрос о вознаграждении, это невозможность открыть общий банковский счет.

Для того, чтобы это сделать, и впоследствии производить с его помощью финансирование деятельности совета, необходимо образование юридического лица, что является абсолютно нецелесообразным в такой ситуации.

Поэтому для осуществления идеи денежных выплат необходимо понять, каким образом следует действовать.

Во-первых, ни в коем случае нельзя включать вознаграждение председателю совета в оплату услуг управляющей компании.

Собственники оплачивают определенные работы исходя из положений договора управления. Функционирование совета многоквартирного дома не входит в компетенцию управляющей компании и, чтобы осуществлять перевод средств в пользу председателя, между ними должен быть заключен соответствующий договор.

Однако, в этой ситуации, возникает конфликт интересов, так как получается, что лицо, которое должно следить за деятельностью управляющей компании, получает от нее же финансовые выплаты. Такая ситуация идет вразрез с законом и допускать ее нельзя.

В том случае, если средства, предназначенные председателю в качестве вознаграждения за осуществление надзора, будут проходить через управляющую компанию, возникнут следующие несоответствия:

  • контроль перестает быть объективным;
  • выплачиваемые суммы будут иметь характер взятки.

Во-вторых, нельзя допускать замены финансовых выплат какими-либо льготами.

К примеру, освобождать одного или нескольких лиц от внесения денежных средств, направляемых на ремонт дома, благоустройство придомовой территории.

Размер различных выплат в пользу управляющей компании рассчитывается на общем собрании собственников. Для этого рассматриваются различные варианты, предлагаемые организацией и заключается договор, сроком, как минимум, на один год, в течении которого объем выплачиваемых сумм не может быть изменен в одностороннем порядке.

Если же члены совета освобождаются от этих трат, то управляющая компания недополучает средства, размер которых четко прописан в соответствующих документах.

При подписании договора сумма, необходимая для содержания дома, делится между всеми жильцами пропорционально площади, находящейся в их собственности. Проще говоря, все владельцы квартир находятся в абсолютно равных условиях.

Приняв решение на общем собрании об освобождении председателя и членов совета от соответствующих выплат, жильцы провоцируют возникновение неравенства, что, по закону, недопустимо.

Существует и еще один момент, который не стоит обделять вниманием. При заключении договора в нем прописывается четкая сумма, которая необходима для покрытия всех затрат и рисков управляющей компании и для получения ею определенной прибыли.

Если один или несколько жильцов вдруг перестают осуществлять денежные выплаты, то организация неизбежно терпит убытки, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. А это не входит в интересы ни одного из жильцов дома.

Освобождение от оплаты коммунальных услуг также невозможно по следующим причинам.

  1. Данные выплаты обязательны для всех собственников квартир без исключения. Их прекращение означает формирование задолженности управляющей компании перед организациями, обеспечивающими снабжение многоквартирного дома водой, газом, теплом и электричеством. И если она не гасится, то должник вполне может быть отключен от определенных коммунальных услуг. Либо управляющая компания самостоятельно ликвидирует долг за счет собственных средств, что опять же повлечет снижение качества оказываемых ею услуг.
  2. Недостачу денежных средств, подлежащих к выплате за коммунальные услуги, нельзя компенсировать за счет увеличения платы для других собственников. Все тарифы устанавливаются определенными правилами и нормами, и для каждого владельца жилплощади суммы индивидуальны.
  3. Председателем является одно выбранное лицо, а пользуются коммунальными услугами все члены его семьи, и определить конкретный их объем, который использует один человек, невозможно.

В законодательстве нет четко прописанного руководства, каким образом можно оплачивать труд председателя и членов совета многоквартирного дома. Между ними и остальными владельцами жилплощади нет возможности заключить ни трудовой договор, ни договор оказания услуг.

Председатель не имеет права быть наемным работником, он является выбранным представителем всех жильцов, отстаивающим их интересы во взаимоотношениях с управляющей компанией.

Если на общем собрании жильцов все же было одобрено решение о выплате зарплаты, то осуществить такие выплаты реально только организовав добровольный сбор денег для их финансирования.

Существует два метода, с помощью которых это реализуется:

  • непосредственно на банковский счет, оформленный на имя председателя;
  • в общественную кассу, с последующей передачей сумм лицу, занимающему эту должность.

В обоих случаях невозможно регулировать, насколько своевременно будут выплачиваться взносы, и в каком объеме.

Если выбран второй способ, то целесообразно создать должность общественного кассира, который будет следить за внесением денежных средств и отчитываться за их использование.

При получении определенного вознаграждения председатель обязан отражать эти доходы в налоговой декларации и самостоятельно оплачивать необходимую сумму подоходного налога.

Кроме вознаграждения членам совета, иногда могут понадобиться средства для организации различных мероприятий, связанных с управлением домом. К примеру, если необходимо подготовить некоторые предложения, которые следует рассмотреть на очередном собрании жильцов, то безусловно понадобится немало бумаги и канцелярских принадлежностей. Постоянно присутствуют расходы на телефонную связь, копирование документов и многое другое.

В данном случае законом также не предусмотрена процедура сбора средств, нет возможности официально создать фонд для финансирования таких нужд. Совет дома не в праве оформить банковский счет, так как он не имеет статуса юридического лица, и он у него отсутствует возможность заключать договора с собственниками жилья.

Для этого также подойдет вариант организации общественной кассы, в которую будут вноситься денежные средства на нужды, обусловленные функционированием совета дома. Чтобы ее создать, нужно тщательно продумать порядок сбора средств, их хранения и расходования. Нужно также разработать систему отчетов, чтобы ни у одного из жильцов не возникло подозрений в нецелевом использовании собранных средств.

Существует и иной способ. Можно включить в список услуг, которые предоставляются управляющей организацией, строку «Предоставление офисных услуг». Под этой формулировкой понимается набор текстов на компьютере, печать документов, копирование объявлений и иных материалов, снабжение канцтоварами и т.д.

Чтобы осуществить такую возможность, необходимо предварительно просчитать, какой объем услуг будет необходим совету в предстоящий год и какова их средняя рыночная стоимость. С данными расчетами нужно обратиться в управляющую компанию для внесения соответствующего пункта в договор.

Этот путь решения финансового вопроса намного облегчит деятельность председателя и членов совета и при этом является абсолютно законным.

Впоследствии, если работа активных собственников принесет положительные результаты, возможна организация товарищества собственников жилья. Такой ход имеет массу выгодных преимуществ и значительно упрощает процесс регулирования работ и услуг, связанных с обслуживанием многоквартирного дома.

Статья написана по материалам сайтов: www.gkh-volga.ru, www.svob-gazeta.ru, opreutov.ru, bytrf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий